Оптимизация памяти

Оценить
(0 голоса)

Прежде чем переходить к описанию следующего способа разгона, скажу пару слов об оптимизации памяти. В главе, посвященной настройке BIOS, мы подробно останавливались на таймингах памяти. Здесь лишь скажу, что наиболее влиятельными считаются CAS Latency, Trcd, Тгр и Tras. И именно в такой последовательности эти тайминги упоминаются в различных обзорах, тестах, и в этой книге это тоже так. То есть когда вы видите что-то вроде 2-3-3-7 — это именно значения таймингов CAS Latency, Trcd, Тгр и Tras.

Рассмотрим практический пример разгона и оптимизации памяти в системе со следующей конфигурацией:

■    материнская плата Gigabyte GA 7 VA КТ400;

■    процессор Athlon XP 1,8+, FSB 133;

■    оперативная память 128 + 128 Мбайт DDR266 (PC 2100) Hynix;

■    кулер Glacial Tech 2320;

■    жесткий диск Maxtor 2F040J0, 40G, 7200 об./мин;

■    видеокарта NVIDIA GeForce 4 MX 440 64М производства NVIDIA;

■    блок питания ATX 300W;

■    дополнительное охлаждение: вентилятор диаметром 8 см, направленный на видеокарту и обдувающий память и материнскую плату;

■    операционная система Windows XP Professional;

■    утилита тестирования SiSoft Sandra 2004;

■    другие программы: Need for Speed Hot Pursuit 2, Grand Theft Auto — Vice City.

Итак, эксперименты заключались в разгоне системы путем увеличения частоты FSB и последующей настройке системы путем изменения таймингов памяти. Финальным тестом стали выставление наиболее агрессивных таймингов и максимально возможный при этом разгон. Тестирование не носило характер экстремального, главная цель испытания — показать возможности и опасности такого мероприятия. Я не пытался «выжать» максимум для этого процессора, остановившись на частоте FSB 157 МГц.

Для тестирования производительности процессора использованы тесты Dhrys- rone и Wetstone из SiSoft Sandra 2004, памяти — тест Int Buffered аЕММХ/ aSSE.

В табл. 4.1 приведены результаты тестирования разогнанной системы. В первом столбце дан номер измерения, во втором — частота системной шины (FSB) в мегагерцах. В третьем столбце приведена полученная в результате разгона системной шины частота ядра процессора в мегагерцах. В четвертом, шестом и восьмом столбцах указаны результаты теста процессора Dhrystone, измеряемые в MIPS, теста процессора Wetstone, результаты которого измеряются в MFLOPS, и результаты теста производительности оперативной памяти — Int Buffered aEMMX/aSSE — в мегабитах в секунду. В пятом, седьмом и девятом столбцах даны процентные соотношения соответствующих показателей к базовому, за который принята неразогнанная система. Десятый столбец отражает значения основных таймингов памяти в общепринятой последовательности (DRAM CAS Latency-Trcd-Trp-Tras). Одиннадцатый столбец отражает значение параметра Fast Command и принимает значения N (Normal), F (Fast) и U (Ultra).

Как видите, максимальный прирост производительности в тестах получен при увеличении частоты FSB до 157 МГц. В данном случае частота процессора получается равной 157 х 11,5 = 1805 МГц, что на 276,5 МГц больше, чем частота неразогнанного процессора. Прирост производительности при таком увеличении тактовой частоты в тестах Dhrystone и Wetstone составил 17 %. То же самое можно сказать о значительно (на 23 %) возросшей пропускной способности памяти. Если рассмотреть стандартные показатели неразогнанных процессоров, то такой же уровень производительности имеет процессор Athlon ХР 2200+. Надо сказать, что даже в таком состоянии, как и в предыдущих, система вела себя стабильно. Она без проблем прошла десяток проходов стресс-теста, запущенные программы Need for Speed Hot Pursuit 2 и Grand Theft Auto — Vice City стали работать заметно быстрее. В неразогнанной конфигурации иногда заметны легкие «притормаживания» (конфигурация компьютера, сами видите, на игры не ориентирована). Оптимизация памятиЗдесь же игры прямо таки «летали». Конечно, более длительное тестирование может выявить проблемы, но в данном случае все прошло отлично.

Более интересный вариант представлен в последней строке таблицы. Были выставлены минимально возможные тайминги и сделана попытка разгона. Уже на частоте FSB 145 МГц система безнадежно висла. На частоте 140 МГц прирост производительности процессора составил 4 %, а вот памяти — целых 20 %, то есть всего на 3 % меньше, чем при частоте FSB, равной 157 МГц. Прирост производительности памяти — прямое следствие выставления агрессивных таймингов и значения Ultra для Fast Command. Даже при такой экстремальной конфигурации система оставалась стабильной. Полчаса работы двух вышеупомянутых игр проблем не выявили, не выявил их и стресс-тест. А игры смотрелись просто великолепно. В разогнанных режимах было заметно ускорение и без того не медленной загрузки системы. Температура процессора в наиболее экстремальном из них (при частоте FSB 157 МГц) не превысила 50 °С. Сказались хорошая система охлаждения и зимнее время.

 

ВНИМАНИЕ

Главная опасность при разгоне — перегрев. Описанный вариант разгона, по большому счету, довольно легкий и безобидный.

Настоящий оверклокинг — это охлаждение на всех возможных компонентах, повышение напряжения и игра с таймингами, в общем, занятие интересное, но порой опасное.

Затем были проведены испытания, касающиеся только изменения таймингов, без разгона FSB (кроме последнего теста, который дан для того, чтобы показать производительность разогнанной системы с заниженными таймингами, и аналогичен тесту 5 в табл. 4.1). Результаты измерения приведены в табл. 4.2. Обозначения столбцов следующие: 1 -- номер теста, 2 — тайминги (для представления таймингов применена та же последовательность, что и в табл. 4.1), 3 — значения параметра Fast Command, 4 — частота FSB, 5 — тактовая частота процессора. В столбце 6 представлено процентное соотношение показателя производительности памяти к базовому значению, за которое выбран результат теста 1.

Как видите, на производительность подсистемы памяти очень большое влияние оказывает параметр Fast Command. Приведенные тайминги также оказывают значительное влияние на производительность. Оптимизация памятиДля сравнения дан вариант, когда все тайминги на минимуме, параметр Fast Command имеет значение Ultra, а частота FSB — 140 МГц. В данном тесте за базу была принята частота FSB 134, а не 133 МГц — тестовая программа определяла частоту, выставленную в BIOS на 133 МГц, как 134, но общей картины это не меняет. В визуальном тесте с играми ситуация повторяется — видно ускорение работы. Кроме того,- офисные программы начинают работать быстрее, стабильность не страдает.

ПРИМЕЧАНИЕ   

Различные программы по-разному отвечают на изменение разных параметров. Например, 30-приложения и игры особенно чувствительны к таймингам, все без исключения программы положительно воспринимают увеличение пропускной способности памяти при разгоне и увеличение тактовой частоты процессора.

Вышеупомянутый тест — синтетический и не может точно отражать прирост производительности реальных процессов, когда на нее влияют не только тайминги и частота процессора. Однако если производительность растет здесь, вырастет она и в реальных приложениях — запускаемые игры и заметное «на глаз» повышение производительности системы тому подтверждение.

Я не упоминал здесь о других таймингах и параметрах. Они способны повысить производительность или стабильность работы, но в данном случае это изменение незначительно, потому о них речь не идет. Они актуальны при экстремальном разгоне — тогда те же параметры DRAM Burst Length и DRAM Queue Depth могут помочь повысить стабильность.

В ходе тестирования не обошлось без казусов. Тестируемая система BIOS позволяет устанавливать значение CAS Latency в 1,5. Память не должна работать на таком ну уж очень заниженном тайминге. Но это легче объяснить кому угодно, только не себе. Даже зная, что система может не включиться после такой настройки, меняю тайминг (а вдруг заработает, да еще и производительность вырастет!). Выхожу из BIOS с сохранением параметров. Появляется экран, но нет звукового сигнала, говорящего, что до видеотеста все прошло нормально. Появляется также бредовая надпись «Checksum Error» с информацией о том, что в дисководе А обнаружен загрузочный диск. «Глухое» зависание. Нажимаю кнопку Reset — ответа нет. Пригодилась инструкция пользователя. Раскручиваю корпус, вынимаю батарею питания микросхемы BIOS, жду минуту, слушая очередную песню из радиоприемника. Потом ставлю обратно — система работает.

Это еще одно предупреждение тем, кто неуверенно чувствует себя при открытом корпусе компьютера, — не увлекайтесь экстремальными значениями. Испортить ничего не испортите, а вот понервничать или даже вызывать какую-нибудь «скорую компьютерную помощь» придется.

 

Подробнее в этой категории: « Введение в оверлокинг Выводы »
Выводы
Введение в оверлокинг
Теория разгона
Проблемы при разгоне
Компьютер для разгона

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить