При изучении взаимодействия человека и компьютера большой интерес представляет также различение задач четких (хорошо определенных) и нечетких (плохо определенных).
Нечеткость задачи выражается, прежде всего, в недостаточной определенности самого ее предмета, того, что в задаче «дано».
Это свойство ярко проявляется в задачах, которые предлагал студентам известный советский физик акад. П. Л. Капица. Вот примеры его задач:
«Определить мощность мотора насоса, необходимого для поддержания струи, чтобы тушить пожар шестиэтажного дома».
«Каких размеров должна быть линза, чтобы собранные в ее фокусе солнечные лучи раскалили железную проволоку?»
«Очевидно,— отмечал П. Л. Капица,— ученик сам из жизненного опыта или из справочника . должен подобрать необходимые ему данные»1.
Кроме того, нечеткость задачи выражается в отсутствии определенных критериев того, решена ли задача. Для иллюстрации приведем еще одну задачу П. Л. Капицы:
«Перечислите факторы, которые сказываются на точности хода карманных часов. Оцените относительные значения этих факторов».